БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
|
Практикум психолога для родителей детей раннего возраста: «Взаимодействие с ребенком во время «кризиса трех лет»Цель: - ознакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизнь; - повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия с детьми раннего возраста. Ход проведения практикума для родителей «Кризис трех лет»1. Введение. Сообщение темы практикума Цель: сосредоточить внимание участников на теме практикума. 2. Упражнение «Знакомство» Цель: знакомство, создание комфортной атмосферы, сближение участников. 3. Мозговой штурм «Психологический портрет ребенка раннего возраста. Цель: уточнение основных понятий, связанных с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка, выявление поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей третьего года жизни. Инструкция Всем участникам предлагается с помощью мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего возраста. На доске или в блокноте фиксируются все предложения. Слева на листе записываются положительные черты присущие трехлетнему ребенку, справа - отрицательные. Как правило, получается «классический» портрет ребенка в период «кризиса трех лет». 4. Информационное сообщение: «Кризис трех лет. Основные симптомы кризисного периода» Цель: познакомить родителей с основными характеристиками «кризиса трех лет»; формировать умение понимать особенности и закономерности развития ребенка. Скачать приложение 5. Работа в группах «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста» Цель: выделить основные проблемы взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт родителей. Инструкция Представленное упражнение проводится в три этапа. 1-й этап. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста. 2-й этап. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в ходе обсуждения выделяет уровень сложности каждой проблемы по 10-ти бальной системе. В результате группового обсуждения на блокноте появляется общий перечень трудностей, которые заслуживают пристального внимания. 3-й этап. Каждая подгруппа предлагает определенные пути предотвращения и преодоления трудностей (обмен опытом). 6. Упражнение «Карусель» Цель: проверка полученных знаний о «кризисе трех лет» Инструкция Участники объединяются в подгруппы, каждая из которых получает карточку с одним вопросом. Вопросы для подгрупп: 1. Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период «кризиса трех лет»? 2. Что такое «кризис трех лет»? 3. Как реагировать взрослым на проявления «кризиса трехлетнего ребенка»? Подгруппы отвечают на свои вопросы. Через 3 минуты каждая подгруппа передает свою карточку другой. Наконец все подгруппы отвечают на все три вопроса. Потом проводится обсуждение. 7. Работа в подгруппах «Психологический практикум» Цель: активизировать воспитательный опыт родителей; развивать навыки анализа причин поведения ребенка. Инструкция Каждой подгруппе предлагается карточка с ситуациями, обсуждаются различные взгляды, принимаются конструктивные решения. Ситуации: - Жалуется мама трехлетнего Вовы: «Только я отвернусь, выйду из комнаты, мой сын бьет по голове игрушками семимесячного брата». Вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, почему так ведет себя ребенок? 2. Что бы вы сделали в этой ситуации? - Роман уже проснулся, мама просит его встать с кровати. Но ребенок говорит: «Сказал - не встану, значит, не встану!» Вопросы для обсуждения: 1. Есть ли смысл взрослому отстаивать позицию «кто - кого»? 2. Как бы вы поступили в этой ситуации? 8. Упражнение «Скорая помощь» Цель: помочь родителям овладеть эффективными способами взаимодействия с детьми во время «кризисного» периода; конструктивно решать сложные кризисные ситуации. Советы родителям для преодоления кризиса 3 лет: 1. Во время «кризисного» приступа оставайтесь рядом с ребенком, пусть малыш почувствует, что вы его понимаете. 2. Правильно сбалансируйте наказания и поощрения. 3. Старайтесь вести себя с ребенком настойчиво, если вы сказали «нет», отстаиваем и дальше свою мысль. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин того, что вы позволяли раньше. 4. Не пытайтесь во время приступа упрямства успокоить ребенка. Ругать его и наказывать нет смысла - это, наоборот, только сильнее будет возбуждать ребенка. 5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. 6. Используйте наказание лишь в крайних случаях, Не унижайте ребенка, наказывая его. 7. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка. 9. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как вы. Поэтому чаще обсуждайте с ребенком его настроение, желания, интересы, чувства. 10. Самое главное: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки - и тогда все будет хорошо. 9. Упражнение «Копилка приобретенного опыта» Цель: создать условия для обмена впечатлениями от работы; актуализировать опыт участников, приобретенный во время практикума. Инструкция Каждому участнику практикума предлагается положить камешек в копилку и поделиться своими впечатлениями от работы. 14 мая 2023 в 13:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.