БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

Практикум психолога для родителей детей раннего возраста: «Взаимодействие с ребенком во время «кризиса трех лет»

Цель:

- ознакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизнь;

- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия с детьми раннего возраста.

praktikum-rebenok-krizis-3-let.jpg

Ход проведения практикума для родителей «Кризис трех лет»

1. Введение. Сообщение темы практикума

Цель: сосредоточить внимание участников на теме практикума.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство, создание комфортной атмосферы, сближение участников.

3. Мозговой штурм «Психологический портрет ребенка раннего возраста.

Цель: уточнение основных понятий, связанных с возрастными и индивидуальными  характеристиками ребенка, выявление поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей третьего года жизни.

Инструкция

Всем участникам предлагается с помощью мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего возраста. На доске или в блокноте фиксируются все предложения. Слева на листе записываются положительные черты присущие трехлетнему ребенку, справа - отрицательные. Как правило, получается «классический» портрет ребенка в период «кризиса трех лет».

4. Информационное сообщение: «Кризис трех лет. Основные симптомы кризисного периода»

Цель: познакомить родителей с основными характеристиками «кризиса трех  лет»; формировать умение понимать особенности и закономерности развития ребенка. Скачать приложение

5. Работа в группах «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»

Цель: выделить основные проблемы взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт родителей.

Инструкция

Представленное упражнение проводится в три этапа.

1-й этап. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста.

2-й этап. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в ходе обсуждения выделяет уровень сложности каждой проблемы по 10-ти бальной системе. В результате группового обсуждения на блокноте появляется общий перечень трудностей, которые заслуживают пристального внимания.

3-й этап. Каждая подгруппа предлагает определенные пути предотвращения и преодоления трудностей (обмен опытом).

6. Упражнение «Карусель»

Цель: проверка полученных знаний о «кризисе трех лет»

Инструкция

Участники объединяются в подгруппы, каждая из которых получает карточку с одним вопросом.

Вопросы для подгрупп:

1. Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период «кризиса трех лет»?

2. Что такое «кризис трех лет»?

3. Как реагировать взрослым на проявления «кризиса трехлетнего ребенка»?

Подгруппы отвечают на свои вопросы. Через 3 минуты каждая подгруппа передает свою карточку другой. Наконец все подгруппы отвечают на все три вопроса. Потом проводится обсуждение.

7. Работа в подгруппах «Психологический практикум»

Цель: активизировать воспитательный опыт родителей; развивать навыки анализа причин поведения ребенка.

Инструкция

Каждой подгруппе предлагается карточка с ситуациями, обсуждаются различные взгляды, принимаются конструктивные решения.

Ситуации:

- Жалуется мама трехлетнего Вовы: «Только я отвернусь, выйду из комнаты, мой сын бьет по голове игрушками семимесячного брата».

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, почему так ведет себя ребенок?

2. Что бы вы сделали в этой ситуации?

- Роман уже проснулся, мама просит его встать с кровати. Но ребенок говорит: «Сказал - не встану, значит, не встану!»

Вопросы для обсуждения:

1. Есть ли смысл взрослому отстаивать позицию «кто - кого»?

2. Как бы вы поступили в этой ситуации?

8. Упражнение «Скорая помощь»

Цель: помочь родителям овладеть эффективными способами взаимодействия с детьми во время «кризисного» периода; конструктивно решать сложные кризисные ситуации.

Советы родителям для преодоления кризиса 3 лет:

1. Во время «кризисного» приступа оставайтесь рядом с ребенком, пусть малыш почувствует, что вы его понимаете.

2. Правильно сбалансируйте наказания и поощрения.

3. Старайтесь вести себя с ребенком настойчиво, если вы сказали «нет», отстаиваем и дальше свою мысль. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин того, что вы позволяли раньше.

4. Не пытайтесь во время приступа упрямства успокоить ребенка. Ругать его и наказывать нет смысла - это, наоборот, только сильнее будет возбуждать ребенка.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом.

6. Используйте наказание лишь в крайних случаях, Не унижайте ребенка, наказывая его.

7. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка.

9. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как вы. Поэтому чаще обсуждайте с ребенком его настроение, желания, интересы, чувства.

10. Самое главное: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки - и тогда все будет хорошо.

9. Упражнение «Копилка приобретенного опыта»

Цель: создать условия для обмена впечатлениями от работы; актуализировать опыт  участников, приобретенный во время практикума.

Инструкция

Каждому участнику практикума предлагается положить камешек в копилку и поделиться своими впечатлениями от работы.


14 мая 2023 в 13:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.