БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
|
Коррекционно - развивающее занятие психолога «Изучаем эмоции-стыд»в подготовительной к школе группеМатериалы к занятию: магнитная доска (наборное полотно); 1 сюжетная картинка «Стыд»; карточка с условным обозначением вкусовых ощущений (рот); поднос с наколотыми на зубочистки кусочками банана, соленого огурца, винограда, яблока, лимона, ананаса, горькой редьки, киви и т.п. (для каждого ребенка); обруч, «волшебная палочка»; набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик и лист бумаги (на каждого ребенка); аксессуары для игры-драматизации: шарфы, платки, галстуки, шапки и т.п.; набор карточек-символов. Содержание занятия психолога со старшими дошкольниками1. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Стыд» и говорит: - Бабушка Тима жила в другом лесу. Когда Тим узнал, что она заболела, очень забеспокоился и сразу стал собираться в дорогу. Уезжая, Тим попросил Тома выполнить оставшиеся дела, потому что не знал, когда вернется обратно. А дел было немало. Приближалась зима, а гномы заготовили еще недостаточно дров, не заклеили окна в доме, не укрыли розы. «Как только бабушка поправится, я приеду», — сказал Тим, сел на лошадь и поехал. Но Том был очень ленивым. «Я все сделаю позже», — решил он и пошел играть со своими любимыми игрушками. И чем холоднее становилось, тем меньше ему хотелось заниматься хозяйством. Когда приехал Тим, в доме было совсем холодно, кусты роз замерзли, а Том лежал под тремя одеялами и дрожал. Тим очень рассердился на ленивого Тома, но сначала он растопил печь, приготовил обед. После обеда Тим начал стыдить Тома. Он говорил о том, что Том совсем не подготовился к зиме: дров не наколол, окна не заклеил, розы не укрыл. Том чувствовал себя все хуже и хуже. Ему было очень стыдно. «Извини, Тим, я хочу все исправить», - сказал Том. Вскоре гномы сделали все необходимые дела, и им стало тепло и уютно в их маленьком домике. 2. Психолог говорит: - Расскажите, как выглядит человек, которому стыдно. (Ответы детей.) Его плечи приподняты, голова наклонена вперед и втянута в плечи, руки опущены или спрятаны за спину. Брови подняты вверх и сдвинуты, уголки губ опущены вниз. Переживая стыд, человек отворачивает или низко опускает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза, часто на щеках появляется румянец. Кажется, что от стыда человек становится меньше ростом. Давайте попробуем изобразить такого человека. (Дети выполняют задание.) Когда нам бывает стыдно? (Когда мы делаем то, чего нельзя делать.) Подскажите мне, что это может быть? (Ответы детей.) Человеку бывает стыдно, когда он нарушает принятые всеми правила. Например, нельзя бегать и громко разговаривать в театре или в цирке во время представления. Стыдно бывает и тогда, когда обещаешь что-то сделать и не выполняешь своего обещания. Нельзя обижать маленьких детей, пожилых людей, до¬машних животных. А если человеку никогда-никогда не стыдно. Это хорошо или плохо? (Ответы детей.) 3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) карточку с условным изображением вкусовых ощущений (рот) и объясняет значение символа. На подносе лежат наколотые на зубочистки кусочки банана, соленого огурца, винограда, яблока, лимона, ананаса, горькой редьки, киви и т.п. Психолог говорит: - У стыда есть свой вкус. Давайте его найдем вместе с вами. (Дети пробуют кусочки фруктов и овощей и высказывают свое мнение.) Зная вкусовые предпочтения ребенка, можно обсудить с ним позитивное эмоциональное состояние и предложить ответить на вопросы: какой вкус у радости? у удивления? А вкус, отвергаемый ребенком, объединить, например, с чувством страха. Затем можно переходить к более сложным эмоциям, таким как стыд, вина. 4. Перед каждым ребенком — набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик, лист бумаги. Психолог говорит: - Мы уже попробовали стыд на вкус. А теперь давайте представим, как он выглядит? Вспомните состояние, когда вам было стыдно. После чего вам стало стыдно? Как вы узнали, что вам стыдно? Что бы вы сделали сейчас, если бы оказались на том же месте? Нарисуйте свою историю. (Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.) 5. На столике психолога - различные аксессуары: шарфы, платки, галстуки, шапки и т.п. Психолог говорит: - Давайте выберем самые интересные истории из тех, которые вы услышали, и проиграем их. Не забудьте показать, как стоит, ходит, говорит человек, которому стыдно. Психолог, учитывая желания детей, распределяет роли, дает время на подготовку, потом дети инсценируют истории. 6. Перед каждым ребенком - карточки с условным обозначением зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, цветоощущения, состояния природы, и погоды и своего отношения к заданной эмоции. Дети, с опорой на символы, составляют «портрет стыда». На полу лежит обруч. Психолог предлагает каждому ребенку по очереди встать в обруч. Дотрагивается до него «волшебной палочкой» и говорит: - Ты сегодня научился справляться со своим стыдом! За это я тебя награждаю медалью! (Вешает ребенку на шею медаль, вырезанную из картона.) - Покажите, вам понравилось сегодня занятие или нет? (Дети показывают ладошки.) Приложение - Стыд — это мужчина, и молодой может быть, и старый. Сохранить стыд можно, если про него не рассказывать. Человеку, которому очень стыдно, можно помочь, если ему посочувствовать. (Алеша, 6 лет.) - Я танцевала на кухне с куклой, а мама готовила. Голова куклы нечаянно задела перечницу, и она разбилась, мне стало стыдно. (Алина, б лет.) - У стыда красный цвет. - Стыд дружит с виной. - Мама ушла в магазин, а я бегал по квартире. Нечаянно задел мамину любимую вазу. Она разбилась. Мама меня поставила в угол и стукнула ремнем. Мне было стыдно. (Кирилл.) - Когда Адам и Ева были в раю, им нельзя было есть яблоки. А Ева попробовала одно. Ее потом наказали. Ей было стыдно. (Тимофей, 7 лет.) - Мы пришли в новую квартиру, посмотрели мультик. Папа дал нам пакет с мусором, а там был протухший сок. Мы играли с пакетом, и сок разлился. Папа нас поругал и сказал, чтобы, пока мы дойдем до старого дома, придумали себе наказание. Нам и так было стыдно. (Филипп, 6 лет.) - На Новый год дедушка смотрел телевизор, а я съел все конфеты. Мне потом было стыдно. (Антон, б лет.) - Я пришла к врачу на прививку. Она мне сделала очень больно. Я плакала. А папа сказал, что это совсем не больно и мне должно быть стыдно. (Диана, 6 лет.) - Я надела уличное платье. Мама его не разрешала носить и дома тоже, она меня заругала. А я ее исподтишка обозвала и замахнулась на нее кулаком. Мне потом стало стыдно. Ведь нельзя так на маму говорить. (Даша, 7 лет.) Роберт на занятии нарисовал на одном листе 4 ситуации: - Я уронил плитку, она не сломалась. Мне нельзя было ее трогать. Я ее нечаянно задел. Было стыдно. Это когда мне было 5 лет. - Я уронил вазу, и она чуть не разбилась. Только кусочек оторвался и все. Я потом извинился. Это в 3 года. - Я уронил тарелку, она на две части разделилась. Потом заклеили. Было очень стыдно. В 4 года. - Мне мама не разрешала открывать подарок, а я открыл, увидел. Я потом извинился перед папой и мамой. Я забыл, что обещал, и мне было стыдно. Тоже в 5 лет. Маленький ребенок помнит все свои промахи, глубокий стыд остался в нем надолго, несмотря на то, что он просил прощения и всегда его получал. Об этом мы беседовали с мамой на консультации. 14 мая 2023 в 13:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.