БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

Цикл занятий по психологической подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению

Занятие №1.(октябрь)

1. формирование умения ориентироваться в окружающем мире, осознание детьми для чего нужна школа.

2. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

3. снятие напряжение с помощью попеременного напряжения и расслабления всего тела.

Оборудование: листы бумаги и карандаши (фломастеры) на каждого ребёнка; несколько рисун­ков, изображающих несложные предметы: домик, цветок, дерево и т. д., тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся!

Игра «Интервью»

Дети представьте себе, что я журналист, который хочет взять у вас интервью для газеты или журнала. Вы должны внимательно послушать вопросы, которые я буду задавать, а затем правильно и быстро на них ответить.

Каждый из детей отвечает на вопросы, те вопросы, которые дети не понимают, надо объяснить и обсудить коллективно.

Вопросы интервью

1. Как вас зовут? (Каждый ребенок отвечает на вопросы).

2. Сколько вам лет?

3. Как зовут ваших родителей?

4. Как называется город, в котором вы живете?

5. Как называется улица, на которой вы проживаете?

6. Какой номер вашего дома, квартиры?

7. Каких животных вы знаете? Какие из них домашние? Какие живут в наших лесах? (Ребенок должен назвать хотя бы по 2 животных на каждое из заданий).

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья?

9. Как называется та часть суток, когда вы просыпаетесь, когда обедаете, когда готовитесь ко сну?

10. Перечислите предметы одежды, мебель, столовые приборы, которые вы используете? (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех наименований из каждой группы)

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

2. Основная часть

1. Упражнение «Школьные правила»

Психолог читает рифмовку:

Учитель входит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не спеши,

А только руку подними.

Затем дети произносят слова рифмовки и выполняют описываемые в ней действия.

2. Упражнение «Для чего ходят в школу»

Ребята, а для чего ходят в школу? Давайте подумаем. Я сейчас буду говорить, если правильно, вы хлопните и ладоши. Если неправильно топаете ногой

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы читать.

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы считать.

В школу ходят, чтобы писать.

В школу ходят, чтобы учиться.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Психолог: «Итак, мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу

3. Динамическая пауза Упражнение «Огонь и лёд».

По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз

4. Работа в тетрадях (5-10 минут)

«Рисуем с закрытыми глазами» (ориентация на плоскости листа) – за столами.

предложите детям внимательно рассмотреть картинки-образцы и получше их запомнить.

Затем завя­жите одному ребенку глаза и предложите ему нарисовать тот предмет, который был изображен на рисунке.

Одновремен­но это задание могут выполнять несколько детей. Когда дети закончат рисование, вы развяжете им глаза и вместе с ними посмотрите, чей рисунок больше похож на образец.

Загадка

Пять братьев вместе родятся,

А росту разного (пальцы)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные (Пересчитать пальчики и сжать их в кулак.Поменять руки)

Упражнение «Графический диктант»

Отступить 1 клетку слева, 5 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать

1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз.

Продолжить рисовать узор до конца строчки

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный - старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

Упражнение «Костёр дружбы»

Встаньте поближе друг к другу в круг, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем, то же самое проделайте и с левыми руками.

Раскачивая руки, вверх-вниз дружно произносим слова: «Раз, два, три! Огонек, гори!» Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени.

«Почувствовав тепло», садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: «Спасибо! До свидания!».

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

Занятие №2 (октябрь)

1. активизация сведений детей о школе и школьной жизни.

2. развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.

Оборудование: Картинки «Что изменилось?», тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

Упражнение «Доброе утро!»

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех видеть. Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. Я всем предлагаю ласково поприветствовать друг друга хором по имени, начнем слева от меня по часовой стрелке:

«Доброе утро,…»…,  «Доброе утро, солнышко!» (все поднимают руки вверх, затем опускают), «Доброе утро, небо!» (все поднимают руки вверх, затем опускают), «Доброе утро, всем нам!» (все разводят руки в стороны, затем опускают)

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

Беседа- игра «Я иду в школу!»

А сейчас мы с вами  поделимся на две команды. Название одной команды будет «Всезнайки» (это такие люди, которые все знают), а другой - «Незнайки» (такие люди, которые ничего не знают). Я буду задавать вопрос, команда «Всезнайки» должна отвечать на все вопросы только правильно, а команда «Незнайки» должна шутить и отвечать на все вопросы неправильно. За каждый правильный ответ «Всезнайкам» ставим «+», а за каждый неправильный «Незнайкам» ставим «+». Каждый ребенок должен попробовать себя в обеих ролях.

Вопросы:

1. Нужно ли ходить в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем обычно занимаются в школе? (Что вы будете делать в школе?).

4. Что нужно иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются ученики?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем вы будете заниматься дома, когда придете из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь в школу?

Дать детям возможность понять, для чего они идут в школу, зачем им учиться, что даст им это обучение.

3. Динамическая пауза «Летает - не летает»– стоя за партами.

Психолог называет летающие и нелетающие предметы вперемежку. Участники игры должны быстро реагировать и поднимать руки и махать ими, если предмет летает, и не махать – если предмет не летает. Ошибающиеся выбывают (садятся за парту). Игра идёт до победителя или оговоренное время.

Примерные слова: самолет, яблоко, утка, книга, велосипед, голубь, автомобиль, дерево, птица, стол, ручка, бабочка, кастрюля, самолёт, поезд, синица, тетрадь, корабль, вертолёт, ракета, мама, попугай, карандаш, резинка, альбом, божья коровка, таракан, чайка.

4. Упражнение «Что изменилось» (рис.1)

На экране картина детям нужно запомнить, а потом воспроизвести, что именно изменилось

5. Работа в тетрадях

Загадка

Две плетенки, две сестренки,

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – так надевать

Чтоб не мерзли пять да пять (варежки)

Пальчиковая гимнастика

Перед тобой пятерка братьев,

Дома все они без платья,

А на улице зато

Нужно каждому пальто

(пальцы растопырить и повертеть ладонями.На последних двух строчках погладить каждый палец).

Упражнение «Графический диктант»

Отступить 2 клетки слева, 2 клетки сверху, поставить точку и начать рисовать

2 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх

Продолжить рисовать узор до конца строчки

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми

Демонстрационный материал:

«Что изменилось?» 

Занятие №3 (октябрь)

1. формирование положительной учебной мотивации, положительное отношение к школе.

2. развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроение.

Оборудование: тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Назови имя друга» 

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех видеть. Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. Я всем предлагаю ласково поприветствовать друг друга хором по имени, начнем слева от меня по часовой стрелке: Улыбнитесь всем вокруг И скорей вставайте в круг Мячик ты передавай, Имя друга называй.«Доброе утро!»

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Игра "Я готовлюсь к школе"

Представьте себе, что я прилетела к вам с другой планеты, чтобы вместе с вами идти в школу. Ваша задача – как можно быстрее подготовить меня к обучению в школе. Я буду спрашивать вас о школьной жизни, а вы должны меня научить, отвечая правильно на вопросы.

Вопросы:

1. Чтобы пойти в школу, мне должно исполниться:

А) 1 - 2 года;

Б) 6 - 7 лет;

2. Чтобы хорошо учиться, я должна:

А) очень хотеть учиться в школе;

Б) вовсе не хотеть учиться в школе.

3. Для того чтобы пойти в школу, достаточно:

А) иметь цветные карандаши, хороший портфель и ручку;

Б) уметь немножко читать, писать, считать, рисовать.

4. Чтобы быть отличником, надо:

А) иметь хорошие карандаши, тетради и ручку;

Б) быть прилежной ученицей (учеником).

5. Домашние задания нужно выполнять:

А) быстро и как-нибудь;

Б) не спеша, хорошо, аккуратно, проверяя ошибки.

6. На переменах нужно:

А) отдыхать (можно повторить какой-то предмет);

Б) отвечать у доски.

7. Если я получу двойку:

А) нужно плакать, кричать на учительницу;

Б) смеяться, говоря, что мне все равно;

В) попросить объяснить, изучить эту тему, чтобы пересдать на лучшую оценку.

8. Когда я буду отвечать у доски, я должна:

А) переживать, бояться;

Б) не переживать, внимательно послушать вопрос и ответить на него.

9. В школе нужно учиться:

А) потому, что все учатся;

Б) чтобы быть умным человеком.

10. Я хочу учиться в школе:

А) потому что в школе красивые цветы, парты;

Б) потому что в школе я узнаю много нового, что поможет мне стать взрослым самостоятельным человеком.

2. Динамическая пауза «Летает - не летает»– стоя за партами.

Психолог называет летающие и нелетающие предметы вперемежку. Участники игры должны быстро реагировать и поднимать руки и махать ими, если предмет летает, и не махать – если предмет не летает. Ошибающиеся выбывают (садятся за парту). Игра идёт до победителя или оговоренное время.

Примерные слова: самолет, яблоко, утка, книга, велосипед, голубь, автомобиль, дерево, птица, стол, ручка, бабочка, кастрюля, самолёт, поезд, синица, тетрадь, корабль, вертолёт, ракета, мама, попугай, карандаш, резинка, альбом, божья коровка, таракан, чайка.

3. Работа в тетрадях

Загадка:

На черный платок

Просыпано просо.

Пришёл петушок,

А склевать – то не просто (звёзды)

Что видно только ночью? (звезды)

Пальчиковая гимнастика

(зажимаем поочередно пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

Тс-с-с. (подносим указательный палец другой руки к губам)

Упражнение «Графический диктант»

Отступить 1 клетку слева, 4 клетки сверху, поставить точку и начинать рисовать

1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо.

Продолжить рисовать узор до конца строчки

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

Упражнение «Солнечный лучик»

Дети садятся на корточки.

Нас приветствует яркое солнышко, давайте порадуемся ему: улыбнемся, протянем ладони, помашем ручками. Солнышко протянуло нам свой лучик, лучик коснулся глаз – закройте и откройте глаза; лба – пошевелите бровями; носа – поморщите нос; губ – пошевелите губами; подбородка – подвигайте челюстью; плеч – приподнимите и опустите плечи; рук – потрясите руками; лучик коснулся ваших ног – лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте ребята!

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

 Психолог: Спасибо за приятный день!

Занятие №4 (октябрь)

1. принятие позиции школьника ребенком, снижение уровня тревожности, страхов,  связанных со школой, развитие эмоциональной сферы.

2. развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроение.

Оборудование: обручи, бланки для заданий «Найди одинаковые фигуры», «Запомни цвета», тетради, цветные карандаши. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Игра «Пантомима»

Ребята, давайте попробуем с помощью различных поз, движений тела показать, как выглядят:  хороший учитель; злой учитель; ученик, который учится на одни пятерки - отличник; ученик, который плохо учится; тетрадь неопрятного ученика; ученик, который не хочет идти в школу; ученик, который старательно делает уроки; внимательный ученик; невнимательный ученик; ученик, который боится отвечать; ученик, который с удовольствием идет в школу.

После игры нужно обсудить с детьми, кого им было приятнее показывать, кого смешнее, каким лучше быть учеником, тем, над кем смеются, или тем, кого уважают и ставят в пример другим.

2. Динамическая пауза Игра «Дружные сердца» 

На полу разложены обручи по количеству детей. Под звуки музыки дети начинают резвиться, бегать. При остановке музыки дети встают в обручи. При каждой остановке психолог убирает один обруч. В конце игры остается два обруча, в которых дети пытаются поместиться вместе, стараясь не падать за пределы обруча.

3. Работа в тетрадях

Упражнение «Найди одинаковые фигуры». (рис.2)

На рисунке в тетради ребенок должен найти одинаковые (по форме и размеру) геометрические фигуры и закрасить их одним цветом.

Игра “Запомни цвета” (рис.3)

Ребенку предлагается две таблицы, разделенные на 9 квадратов. На одной все квадраты раскрашены в разные цвета, на другой квадраты пустые. Детям предлагается посмотреть на цветную таблицу и запомнить как можно больше цветов и их расположение в течение 40 секунд. Затем просят в пустой таблице нарисовать те цвета, которые он запомнил (предварительно закрыв образец)

Загадка:

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (ракета)

Пальчиковая гимнастика

В звёздном небе звёзды светят,(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете.(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит, (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит. (изображаем иллюминатор)

Упражнение «Графический диктант» «Ракета»

Отступить 3 клетки сверху, семь клеток слева, поставить точку и начать рисовать.

Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай 1 клетку вниз и поставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай 1 клетку влево, 1 клетку вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай 2 клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай 1 клетку вниз, 1 клетку влево и поставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай 1 клетку вверх и ставь девятую точку. Теперь от девятой точки отсчитай 1 клетку вверх, 1 клетку вправо и ставь десятую точку. От десятой точки отсчитай 4 клетки вверх и ставь ещё одну точку.

Теперь нарисуй по точкам ракету как на образце и раскрась.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

Упражнение «От сердца к сердцу»

Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и красивыми. Давайте закончим наше занятие в кругу радости следующими словами:

Нежные, добрые девочки! (психолог идет по внешнему кругу)

Сильные, смелые мальчики! (Обращаясь то к девочке, то к мальчику)

И встанем в круг, за руки все возьмемся (Соединяет их руки),
И радостно друг другу улыбнемся! (Дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются).

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

Психолог: Спасибо за занятие. До новой встречи!

Раздаточный и демонстрационный материал

«Найди одинаковые фигуры» 

Игра “Запомни цвета” 

Занятие №5 (ноябрь)

1. формирование осознания новых требований, внутренней потребности в их исполнении.

2. Улучшение координации движений.

3. развитие восприятия, воображения, мышления.

4. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

5. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроение.

Оборудование: Бланки к заданиям «Нарисуй фигуры», «Что к чему?»,  тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Волшебный клубочек»

Дети сидят по кругу. Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит: «Всем всем, доброе утро!». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Упражнение «Школьник и дошкольник»

Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».

- На уроке.

- Дома.

- С друзьями и т. п.

2. Разминка

– Назовите времена года (зима, весна, лето, осень)

– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

– Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

– Назовите летние месяцы (июнь, июль, август)

– Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)

3. Динамическая пауза «Дотронься до…».

Ребята, давайте немного поиграем. Готовы? Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз)

4. Работа в тетрадях

«Дорисуй фигуры»  (рис.4)

Закончите рисунки.

«Что  чему?» (рис.5)

Внимательно рассмотрите картин­ку, а затем составьте из двух частей круга, расположенных в правой части таблицы, целый круг (раскрасьте их одним цветом). Одна часть при этом окажется лишней.

Загадка:

Маленький, а все двери открывает? (ключик).

 

Пальчиковая гимнастика (делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Упражнение «Графический диктант» «Ключик»

Отступить 4 клетки слева, 7 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Что получилось? Нарисовать по клеткам отверстие в головке ключа. И раскрасить ключик.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3.Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4.Риуал прощания

«Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

Психолог: Спасибо за занятие. До новой встречи!

Раздаточный материал

«Дорисуй фигуры» 

«Что к чему?»

Занятие №6 (ноябрь)

1.повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие логического мышления.

2. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

3. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроение.

Оборудование: Бланки к заданиям «Дорисуй», «Раскрась правильно», цветные карандаши, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Круг радости»

Доброе утро, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Загадки.

Дети, а вы любите отгадывать загадки?

Что за добрые друзья

Живут дома у меня?

Они стоят в шкафу, на полках,

В переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на земле,

Есть ли инопланетяне,

Что творится в океане,

Чем питаются мартышки, -

Обо всех расскажут . . . (книжки)

Для меня резинка, братцы, - 

Лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку - красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь! -

Так во всю ругал резинку . . .(карандаш)

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать. . .

Что такое я? . .(тетрадь)

Кусочек белый 

На доске бегал.

Буквы, цифры он печатал,

Рисовал, чертил ребятам.

Маленьким кусочком стал,   

А потом совсем пропал.(мел)

Носят  девчонки,

Носят мальчишки

В кожаном доме

Тетрадки и книжки.(портфель)

Во всю стену в классе лист:

То исписан он, то  чист.(классная доска)

Вопросы:

Ребята, про что загадки?

Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?

Кто хочет идти в школу в первый класс?

А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?

Вы бы остались еще на один год в детском саду?

2. Игра "Кто чему хочет научиться в школе"

Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.

Руки вперед: "И я тоже. Согласен".

Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".

Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".

Начинает игру психолог: "Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов. Игру продолжает ребенок, у которого в руках  мяч.)

3. Динамическая пауза «Кузнечики»

Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами).

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на месте).

Стоп! Сели. (приседания).

Травушку покушали.

Тишину послушали (приседания).

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко! (прыжки на месте).

4.Работа в тетрадях (5-10 минут)

«Дорисуй!» (рис.6)

Придумайте и нарисуйте что-нибудь забавное и интересное, используя эти рисунки.

После того, как дети справились с заданием, попросить их объяснить, что и почему они нарисовали.

Игра “Раскрась правильно”. (рис.7)

Психолог предлагает детям назвать нарисованные в тетради геометрические фигуры и раскрасить их следующим образом:

– фигуру между маленьким кругом и прямоугольником в зеленый цвет;

– фигуру справа от треугольника в красный цвет;

– фигуру между прямоугольником и квадратом в желтый цвет;

– последнюю фигуру в ряду в синий цвет;

– фигуру слева от треугольника в оранжевый цвет.

Пальчиковая гимнастика. «Слоник»

(указательный и безымянный палец – передние ноги слона, большой и мизинец – задние, вытянутый средний палец – хобот):

Динь-дон, динь-дон,

В переулке ходит слон.

Упражнение «Графический диктант» «Слон»

Отступить 3 клетки слева, 10 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

1 клетка вправо, 7 клеток вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток вправо, 8 клеток вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток вправо, 8 клеток вниз, 3 клетки влево,3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх.

Что получилось? Дорисуем слонику глаз и хвост.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Раздаточный материал

«Дорисуй!» 

«Раскрась правильно»

Занятие №7 (ноябрь)

1. формирование умения создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

2. развитие мышления, внимания, цветового восприятия.

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Передай улыбку по кругу»

У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру.

1. Упражнение «На что похожи кляксы»

Предложить детям рассмотреть карточки с кляксами и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе кляксы.

2. «Найди лишнее слово»

Психолог называет группу из четырёх слов. Три слова из группы объединены по смыслу, а четвёртое – «лишнее». Детям нужно найти это слово и убрать его, а взамен предложить подходящее к этой группе слово.

помидор, огурец, капуста, яблоко

сосна, ель, тополь, малина

печенье, хлеб, сухари, кефир

рубашка, шарф, шуба, кепка

весёлый, смешной, забавный, грустный

ложка, кастрюля, книга, сковорода

сумка, телефон, телевизор, радио

быстрый, скорый, молниеносный, короткий

3. Динамическая пауза Игра «Необычные прыжки»

Все игроки стоят друг за другом, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего, а правой рукой взяв его правую ногу. По команде они начинают двигаться прыжками вперед за первым, который плавно меняет направление движения. Игру повторить, поменяв местами руки.

4. «Цвет-предмет» –в круге.

Психолог бросает детям поочерёдно мяч, называя какой-нибудь цвет. Дети бросают мяч в ответ, называя предметы, которые окрашены в названный цвет. Например: «Оранжевый!» - «Морковь!», «Голубой!» - «Небо!» и т.д.

5. Работа в тетрадях

Загадка:

Много соседей

Рядом век живут,

А никогда не видятся (окна).

Пальчиковая гимнастика

Ах, как домик наш хорош,

Есть и крыша и окно

(Сначала ладони прямые, кончики пальцев рук касаются друг друга под углом (крыша). Затем ладони расходятся, а указательные и большие пальцы образуют «окно»).

Упражнение «Графический диктант» «Домик»

Отступить 7 клеток слева, 9 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 6 влево, 4 вниз, 5 влево, 4 вверх

На что похоже? Дорисовать окно и дверь в домике, обозначь крышу. Раскрасить домик.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

«Прощанье»

Встаем в круг

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Занятие №8 (ноябрь)

1. развитие памяти, мышления

2. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

3. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: портфель и школьные принадлежности,мяч, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

«Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки ,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. «Я возьму с собой в портфель...»

Ребята, давайте представим, что уже наступило 1 сентября, и мы собираем в школу портфель. Что мы в него положим? Каждый называет по одному предмету, повторяя всё, что уже лежит в портфеле (т.е. всё, что сказали ранее).

2. «Найди лишнее слово»

Психолог называет группу из четырёх слов. Три слова из группы объединены по смыслу, а четвёртое – «лишнее». Детям нужно найти это слово и убрать его, а взамен предложить подходящее к этой группе слово.

медвежонок, слонёнок, утёнок, тигр

газовая плита, чайник, мочалка, тарелка

шапка, варежки, шорты, пальто

бабочка, черепаха, птица, самолёт

петух, волк, лошадь, корова

крапива, полынь, щавель, лебеда

собака, кошка, лисица, канарейка

пальто, шуба, куртка, футболка

3. Динамическая пауза Игра «Передай мяч»

Дети стоя друг за другом. Играющие стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его.

4. Игра в кругу: «А что у человека?»

– У птицы крыло – у человека… (рука).

– У зверя лапа – у человека… (нога).

– У собаки морда – у человека…(лицо).

– У конфеты фантик – у человека…(кожа).

– У льва пасть – у человека… (рот).

– У машины мотор – у человека…(сердце).

– У подводной лодки перископ – у человека… (глаз).

5. Работа с палочками.

Детям предлагается сложить из трех палочек треугольник. А как из пяти палочек сложить два треугольника? Попробуйте. (Проверка: должна быть общая сторона).

6. Работа в тетрадях

Загадка:

Два глаза, четыре колеса

Пьёт бензин,

Побежит – не догонишь (машина).

Пальчиковая гимнастика

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу

(имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

Паровоз, Поезд, Самолеты, Светофор

Упражнение «Графический диктант» «Машина»

Отступить 2 клетки слева, 9 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

4 клетки вправо, 2 клетки вверх, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх.

Что получилось?  Дорисовать машине дверцы и колеса. Раскрасить её.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания (2 минуты)

«Спасибо за приятное занятие»

Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит:

«Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит:

"Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки». 

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Занятие №9. (декабрь)

1. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

2. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: Бланки к заданиям «Корректурная проба», звездочки, цветные карандаши, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

Упражнение «Мы здесь».

Психолог и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг).

С добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись (медленно опускают руки вниз). Психолог, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку обращается (и … здесь, и … здесь, все здесь!).

Дети поднимаются на цыпочки, подняв сцепленные руки вперед, и хором говорят «Все здесь!». После этого все медленно опускаются на корточки.

Психолог говорит: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались, теперь можно и поиграть!

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Дидактическое упражнение «Нарисуй по описанию»

Стоял синий дом. Крыша у него треугольная – красная. Большое окно было оранжевое, а маленькое – желтое. Дверь коричневая.

Текст нужно прочитать два раза в медленном темпе, по одному предложению. Дети должны в это время с закрытыми глазами представить этот дом, а потом нарисовать его.

2. Динамическая пауза Игра «Ухо-нос»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо. По команде «Нос» - за нос.

Можно усложнить по команде «Ухо» - за ухо соседа. По команде «Нос» - за нос соседа.

3. Игра в кругу: «Ответь на вопрос?» (за каждый верный ответ звездочка) в конце посчитать у кого больше звезд.

– Какое сегодня число?

– Как называют дедушку, который раздает зимой подарки? (Дед Мороз.)

– Большое морское животное с фонтаном? (Кит.)

– Чем защищается: корова, лошадь, кошка, волк, пчела, еж? (Рогами, копытами, когтями, клыками, жалом, иголками.)

– Польза от коровы? (Молоко.)

– Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)

– Как называется чернильное пятно в тетради? (клякса)

– Как зовут собаку доктора Айболита? (Авва.)

– Начало дня? (Утро.)

– Стол школьника? (Парта.)

– Что делают из муки? (Хлеб.)

– Песок сыплют, а воду…? (Льют.)

4. Работа в тетрадях

Упражнение «Корректурная проба» (Буквенная) (рис.8)

Зачеркнуть все буквы О, подчеркнуть букву А.

Загадка:

Что все замки отпирает? (ключ)

Пальчиковая гимнастика

Солнце глянуло в кроватку! Сжать и разжать кулаки обеих рук.

Раз, Кулаки сжаты. Разжать указательные пальцы обеих рук.

Два, Разжать средние пальцы обеих рук.

Три, Добавить большой палец.

Четыре, Разжать безымянный палец.

Пять - Разжать мизинец.

Дружно сделаем зарядку! Сжать и разжат кулаки.

Раз, Разжатые пальцы поочерёдно сжимать в кулак. Начать с больших пальцев.

Два, Затем – указательные.

Три, Затем – средние.

Четыре, Потом – безымянные.

Пять - И наконец – мизинцы.

Упражнение «Графический диктант» «Ключ»

Отступить 2 клетки слева, 8 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 6 клеток вправо, 4 клетки вверх, 5 клеток вправо, 9 клеток вниз, 5 клеток влево, 4 клетки вверх, 12 клеток влево, 1 клетка влево.

Что получилось?  Нарисовать по клеткам отверстие в головке ключа. Раскрасить ключ.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

«Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Раздаточный материал

«Корректурная проба» (рис.8)

Занятие №10 (декабрь)

1. развитие мотивации к обучению.

2. Развитие зрительной памяти

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: Бланки к заданиям «Расставь точки», счетные палочки, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1. Приветствие.

Упражнение «Дружная семья»

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Поднимаем правую руку над головой и гладим  по голове соседа справа, приговаривая:

-Он такой хороший!

-Я такой хороший!(гладим себя),

Я лучше всех!

Психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Упражнение "Я не могу - я могу - я попробую"

Инструкция: Если ребенок отказывается выполнять какое-то задание, говоря, что он точно с ним не справится, взрослый просит его представить другого ребенка, который знает гораздо меньше чем он, и, действительно, не может справиться с задачей (не знает букв, цифр, не умеет говорить). Затем предлагают представить ребенка, который сможет справиться с задачей.. Ребенок кладет руки на открытые ладони взрослого, и вся группа говорит "волшебные слова":

"Я не могу ... - и каждый по очереди говорит, почему эта задача для него сложная;

"Я могу ..." - дети по очереди говорят, что они могут сделать;

"Я попробую и сумею ..." – каждый ребенок говорит, в какой мере он сможет выполнить задачи, если приложит усилия.

Правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается лишь, что каждый чего-то не умеет,  но каждый сможет, если попытается, захочет это сделать и быть не хуже других.

2. Игра "Составляем фигуры"

Я покажу вам фигуру, составленную из палочек.

Через 1-2 секунды фигурки накрывают листом бумаги.

За короткий промежуток времени вы должны составить такую же фигурку. Если палочка пропущена или положена неправильно, это признается ошибкой. Начинаем!

Первая фигура - "дом", далее "звездочка", "снежинка", "елочка".

3. Динамическая пауза Игра «Нос – Пол – потолок

Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете. Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

4. Работа в тетрадях (5-10 минут)

Игра “Расставь точки”. (выход на экран)

Перед детьми квадраты, в которых определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и раздать детям с пустыми квадратами).

Загадка:

Кто любит морковку?

И прыгает ловко?

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки! (заяц)

Пальчиковая гимнастика

У зайчика ушки –

Растут на макушке

(сжать руку в кулак, вытянуть указательный и средний пальцы и пошевелить ими. Повторить другой рукой).

Упражнение «Графический диктант» «Зайка»

Отступить 5 клеток слева, 3 клетки сверху, поставить точку и начать рисовать.

1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток вверх

Что получилось?  Как вы догадались, что это заяц? Дорисовать зайцу глаз.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания

«Тепло рук и сердец»

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой.

Психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Раздаточный материал и демонстрационный материал

«Расставь точки» 

Занятие №11 (декабрь)

1. развитие мотивации к обучению.

2. Развитие зрительной памяти

3. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

4. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: 3 ладошки, наборы геометрических фигур, мяч, тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1.Приветствие.

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Психолог здоровается по имени с каждым ребенком.

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

2. Основная часть

1. Упражнение «Для чего ходят в школу»

Психолог бросает мяч и спрашивает.

В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать.и т. п. (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть).

2. Игра  в кругу “Сравни предметы”.

Для сравнения предлагаются следующие пары слов:

– муха и бабочка;

– дом и избушка;

– стол и стул;

– книга и тетрадь;

– вода и молоко;

– топор и молоток;

– пианино и скрипка;

– шалость и драка;

– город и деревня.

Ребенок должен ответить, чем похожи и чем отличаются предметы. Желательно, чтобы дети выделяли черты сходства и различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

3. Динамическая пауза  Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

3 разноцветные ладошки: зеленая – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь

Жёлтая – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться

Красная – «молчалка» - нужно замереть на месте и не шевелиться.

4.Работа в тетрадях

Игра “Найди и собери”.

У каждого ребенка набор геометрических фигур, в который входят квадраты, круги, прямоугольники и треугольники. Они должны быть не только разного размера, но и разного цвета. Вот их примерный состав: два больших красных квадрата и два маленьких, три больших синих квадрата и три маленьких, по одному желтому квадрату большого и маленького размера. В таком же составе представлены круги, прямоугольники и треугольники.

Вот примерные задания для игры:

· собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники);

· отложи в сторону все большие круги (к; п; т);

· отложи в другую сторону все маленькие круги (к; п; т);

· выбери среди больших кругов (к; п; т) все красные;

· выбери среди больших кругов (к; п; т) все синие;

· выбери среди больших кругов (к; п; т) все желтые;

· выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все красные;

· выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все синие;

· выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все желтые;

· собери все синие (желтые, красные) круги;

· собери все синие (желтые, красные) квадраты;

· собери все синие (желтые, красные) прямоугольники

Загадка:

Вот так шея! Выше шкафа –

У пятнистого … (жирафа)

Упражнение для массажа кистей рук «Мой мяч»:

Катают в руках резиновые мячики с шипами.

Мячик я рукой катаю,

По столу его гоняю.

Им поглажу по ладошке,

Будто бы сметаю крошки.

Я сожму его слегка –

Тренируется рука.

Каждым пальцем мяч давлю,

Затем руку заменю.

Мяч летает между рук.

Это был последний трюк.

Упражнение «Графический диктант» «Жираф»

Отступить 4 клетки слева, 7 клеток сверху, поставить точку и начать рисовать.

2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 9 клеток вниз, 7 клеток вправо, 10 клеток вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 6 клеток вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 3 клетки влево, 6 клеток вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 6 клеток вниз, 1 клетка влево, 16 клеток вверх, 2 клетки влево.

Что получилось?  Какая есть отличительная особенность у жирафа? Дорисовать жирафу глаз и хвост. Нарисовать жирафу пятнышки.

Наклейка смайликов: Зеленый – справился, желтый – допустил небольшие ошибки, красный – старайся

3. Рефлексия (2 минуты)

Чем занимались на занятии, что понравилось, что не понравилось.

4. Ритуал прощания (2 минуты)

«Самый лучший сосед – мой сосед»

Дети стоят парами или в кругу и говорят: «Самый лучший сосед - мой сосед (имя)». Смотрит на своего соседа и отмечает хорошее, что есть у соседа.

По окончании занятия психолог звенит в колокольчик и говорит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему- то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Прощается с детьми.

До свидания! До новой встречи!

Занятие №12 (январь)

1. Повышение мотивационной готовности детей к школе,

2. развитие мелкой моторики рук, логического мышления

3. развитие внимания, тактильной памяти, стимуляция внутригруппового общения

4. развитие у детей  произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, ориентации на плоскости листа

5. снятие нервно-психического напряжения, агрессивных проявлений, поднятие настроения.

Оборудование: Бланки к заданиям «Дорисуй рисунок», тетради. По 1 простому карандашу на каждого ребенка.

1.Приветствие.

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Психолог здоровается по имени с каждым ребенком.

После того, как каждый ребенок ответит на вопросы, психолог звенит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

За столы мы тихо сядем,

Баловство своё оставим.

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари».

Ребята, а давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии, что запомнилось особенно?

1. Основная часть

1. Задание "Дорисуй рисунок" (рис.10)

Сейчас мы будем с вами заниматься как настоящие школьники, приглашаю вас за стол. Первое задание «Дорисуй рисунок», а чтобы узнать что мы будем дорисовывать отгадайте загадку.

Стоит высокий, светлый дом,

Ребят проворных много в нём:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа)

На готовых листочках (раздаются детям бланки с заданиями) дети дорисовывают рисунок с изображением школы.

И ещё одна загадка.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я - школьный . . .(ранец)

Дети дорисовывают на листочках изображение ранца.

2. Игра  " Конспиратор".

Один из вас будет ведущим, встанет в центр круга и внимательно посмотрит на всех нас. Мы завяжем ему глаза. Я буду подводить во­дящего к каждому из вас. Водящий на ощупь, начиная с головы, дол­жен узнать ребят.

(Примечание: все дети должны побывать в роли водящего.)

Анализ игры:  - Трудно ли тебе было угадывать?

Как ты чувствовал себя, когда тебя узнали? Тебе этого хотелось?

Понравилась ли тебе игра?

Для чего мы играли в эту игру? (развивали память)

3. Динамическая пауза Игра «Снежинки-сугробы-сосульки»

14 мая 2023 в 15:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.