БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

«СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

            В настоящее время элемент исследования в педагоги­ческой деятельности неизбежен в силу появления новых требований, разнообразия решаемых воспитательных и образовательных задач, неповторимости социальных ус­ловий, педагогической среды, нестандартности воспитан­ников, уникальности дошкольного периода в развитии че­ловека.

Появление инновационных тенденций в содержании и технологии обучения и воспитания детей привело к изме­нениям характера педагогической деятельности, следо­вательно, к необходимости совершенствования управле­ния, в частности совершенствования деятельности мето­дической службы  ДОУ. Развитие ДОУ не может быть осуществ­лено иначе, чем через инновационный, процесс, под кото­рым понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Одним из путей обновления образовательного учрежде­ния являются использование научно-экспериментального опыта иразвитие на его основе своего собственного. 

 Раскрывая общие требованияк ведению экспериментальной работы зам. зав. по УВР выделяет следующие умения для методического обеспечения опытно-экспериментальной работы (ОЭР):

•определение направления ОЭР, обоснование ее цели, содер­жания, форм и методов осуществления;

•регулирование ОЭР и оценка ее результативности;

•организация разработки и использования дидактических и методических материалов по направлениям опытно-эксперименталь­ной работы и ее результатов;

•планирование и проведение открытых просмотров работы пе­дагогов;

•помощь воспитателям в разработке планов изучения передо­вого опыта в ДОУ, в оформлении докладов, конспектов, дневни­ковых записей из опыта работы;

•подготовка воспитателей к выступлениям на Совете педаго­гов;

•оформление выставок, отражающих передовой педагогичес­кий опыт, результаты ОЭР, внедрения инноваций.

 Под «сопровождением» понимается помощь, поддержка, в основе которой — сохранение максимума свободы и ответствен­ности субъектов развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. В случае методического сопровождения субъектом раз­вития является педагог, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных ка­честв и профессионализма зависит решение многих проблем. Не­редко из-за недооценки этого тормозится процесс развития уч­реждения.

Поэтому важно создать такие условия, в которых педагоги мог­ли бы реализовать свой потенциал. Методическая служба обладает реальными возможностями для этого. Одна из задач методической службы образовательного учреждения - оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, организа­ции и проведении опытно-экспериментальной работы. А учет и ана­лиз полученных результатов инновационной деятельности — необ­ходимое условие. Сопровождение относится к числу управляющих технологий и отражает организационно-содержательный аспект де­ятельности субъектов образования.

Многочисленные авторы - М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.И. Ковалева и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно, зависит от организации воспитательно-образовательного процесса. Исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствует о том, что необходим поиск новых методов в оздоровлении, развитиидетей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья, развития каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактическихи развивающих мероприятий.

 Экспериментальная работа в ДОУ проходит в особой атмосфере профессионального творчества всех участников воспитательно-образовательного процесса. Несомненно, при этом чрезвычайно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев дошкольного учреждения. От того, насколько готов педагог к работе в условиях экспериментальной деятельности, зависит качество организации воспитательно-образовательного процесса в целом.

Таким образом, для эффективной реализации программы экспериментальной деятельности в ДОУ созданы специальные условия, одно из которых — оказание квалифицированного методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ.

В ходе организации деятельности дошкольного учреждения в режиме эксперимента нами была выбрана система управления, которая предполагает сочетание жесткой структуры — управление функционированием и гибкой — управление развитием. Структура управления ДОУ включает два уровня.

Стратегический уровень

Формирование управления экспериментальной деятельностью.

Создание Творческой лаборатории педагогов «Поиск».

Создание методического совета.

Инновационная деятельность требует внедрения научно апробированных методик и технологий, что обусловило взаимодействие нашего ДОУ с педагогическим коллективом

Тактический уровень

На данном уровне управление осуществляет заместитель заведующего по УВР. Развитие ДОУ требует формирования нового стиля мышления у педагогов. Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях.

Организация методической помощи педагогам осуществляется на основе следующих принципов:

• самостоятельное обучение —самостоятельное изучение педагогом проблемы исследования;

• опора на опыт педагога — жизненный опыт педагога используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег;

• индивидуальное обучение—возможность обучающему совместно с обучаемым создавать индивидуальный план повышения профессиональной компетентности в рассматриваемом вопросе, т.е. процесс образования ориентируется на конкретные образовательные потребности и цели обучения;

• системность обучения — соблюдение соответствия реализуемой программы запланированным целям, содержанию, формам, методам, средствам обучения и оценивание результатов обучения;

• актуализация результатов обучения - безотлагательное применение на практике приобретенного опыта;

•предоставление обучающемуся свободы выбора целей, форм, методов, технологий оценивания результатов обучения;

• осознанность обучения — осознание, осмысление обучающемся и обучающим данного процесса и своих действий по организации обучения.

Координатором методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ является заместитель заведующего по УВР.

В нашем дошкольном учреждении создана методическая служба, руководителями которой являются заместители заведующего по воспитательной и методической работе Калугина В.А.,Кочишвили Л.А.

Основные задачи службы следующие:

• расширить и систематизировать знания педагогов по актуаль­ным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике оздоровления, модернизации образования в целом;

• создать эффективную систему методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления;

• организовать научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу по прогнозированию, проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме эксперимента.

Направления деятельности службы:

• изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления;

• определение содержания образовательной деятельности в ходе проведения экспериментальной деятельности;

• повышение профессиональной компетентности педагогических Работников ДОУ, расширение теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения;

• мониторинг эффективности организации экспериментальной деятельности в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий.

Основная цель функционирования информационно-аналитического сектора — выявление образовательных и информационных потребностей педагогических кадров в области экспериментальной деятельности.

Информационно-аналитический сектор является координатором работы по внедрению в деятельность ДОУ комплексно-целевой программы «Управления инновационными процессами в ДОУ», формированию информационного банка инновационных здоровьесберегающих технологий, обобщению и распространению передового педагогического опыта по рассматриваемой проблеме.

Таким образом, результатом организации деятельности информационно-аналитического сектора методической службы стали систематизация знаний педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления, совершенствование умений педагогов прогнозировать, планировать, замечать педагогические факты, опираться на новые психолого-педагогические идеи. Динамика развития инновационной деятельности за последние три года подтверждает результативность функционирования этого сектора. Распространение передового педагогического опыта по организации воспитательно-обра­зовательного процесса в ДОУ в режиме педагогики оздоровления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях проис­ходит благодаря проведению конференций, мастер-классов, пуб­ликациям в профессиональных журналах. Результат работы каж­дого педагога — формирование его личного портфолио.

Основные задачи функционирования научно-методического сек­тора:

• организовать научно-методическую помощь воспитателями узким специалистам дошкольного учреждения в реализации про­граммы эксперимента;

•разработать и апробировать оздоровительную программу по физическому воспитанию для дошкольных учреждений в условиях Кургана;

• повысить профессиональную компетентность педагогов и сту­дентов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления.

Ведущими направлениями научно-методической работы ДОУ являются следующие: обучение педагогических кадров; научно-ме­тодическое обеспечение учебного процесса; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

Экспериментальную деятельность могут проводить специалисты, сочетающие в себе высокий профессионализм и систематизирован­ные знания по психолого-педагогической науке для осуществления эффективного воспитательно-образовательного процесса.

Диагностическим сектором изучена готовность педагогичес­кого коллектива к реализации программы экспериментальной дея­тельности и определены пять возрастных групп.

Для результативной работы в режиме эксперимента в ДОУ созданы Методический Совет педагогов, «Творческая лаборатория» и творческие группы, зани­мающиеся вопросами организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций. Педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою профессиональную компетентность в ходе обучения на курсах ИРОСТ, ИМЦ.

Таким, образом, обучение педагогических кадров в дошкольном учреждении представляет собой систему, состоящую из пяти эта­пов: подготовительного, организационного, теоретического, деятельностного, аналитического.

Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование позво­лили прийти к выводу о том, что наряду с традиционными формами методической помощи необходимо внедрение активных мето­дов обучения педагогов.

Активными называются методы, при использовании которых учебная деятельность педагогов носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Цель активных методов обучения — развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптималь­ные пути решения проблемы.

Существует множество классификаций активных методов обу­чения (рис. 3). Мы используем классификацию, предложенную Я.М. Бельчиковым и М.М. Бирштейном.

На сегодняшний день технология инновационного проектирования в ДОУ как особый и своеобразный вид творческой научно-исследовательской деятельности очень результативна.

Практикой доказано, что каждый воспитатель и узкий специалист ДОУ, вовлеченный в инновационною деятельность, должен уметь разрабатывать проект своей собственной исследователь­ской работы.

Заместителю заведующего по воспитательной и методической работе необходимо ориентироваться на готовность педагогичес­кого коллектива к инновационной деятельности, которую можно оценить по следующим критериям:

• заинтересованность и подготовленность педагога к изменению своей деятельности в новых условиях;

• умение анализировать исходный уровень практики, рефлексия собственного опыта;

• личностная вовлеченность в процесс инновационной деятель­ности и уверенность педагога в достижении успеха;

• научно обоснованный характер внедрения

инноваций в воспи­тательно-образовательный процесс.

С целью повышения профессиональной компетентности педаго­гов создан информационный банк данных здоровьесберегающих технологий, формируемый на основе выбранного алгоритма. На сегодняшний день он содержит достаточно объемный методи­ческий и теоретический материал по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления.

Мониторинг позволяет нам спланировать работу по повышению квалификации педагогов, ока­занию своевременной педагогической помощи, обобщению и вне­дрению передового педагогического опыта.

Основная цель работы диагностического сектора — создание механизма мониторинга эффективности внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.

Задачи диагностического сектора:

• констатация достигнутых результатов, экспертная аналитичес­кая оценка;

• определение профессиональных проблем и трудностей педа­гогического коллектива при внедрении инновационных технологий.

Под мониторингом понимается непрерывная, научно обосно­ванная, диагностико-прогностическая система сбора, хранения, ана­лиза и распространения информации о качестве образовательных услуг на основе их соответствия прогнозируемым результатам.

В ходе мониторинга, наряду с методами документального конт­роля, используется наблюдение за фактическим со­стоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, оп­роса участников воспитательно-образовательного процесса и дру­гих методов.

Диагностический сектор реализует мониторинг уровня педаго­гической компетентности специалистов ДОУ и качества образовательной деятельности.

Таким образом, деятельность диагностического сектора сво­дится не только к выявлению недостатков организации экспери­ментальной деятельности в ДОУ, но и к определению положитель­ных тенденций ее реализации.

На основе диагностических данных каждым педагогом разраба­тываются индивидуальные планы самообразования, организуется работа творческих групп педагогов.


14 мая 2023 в 15:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.