БИТЕНОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
|
«СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»В настоящее время элемент исследования в педагогической деятельности неизбежен в силу появления новых требований, разнообразия решаемых воспитательных и образовательных задач, неповторимости социальных условий, педагогической среды, нестандартности воспитанников, уникальности дошкольного периода в развитии человека. Появление инновационных тенденций в содержании и технологии обучения и воспитания детей привело к изменениям характера педагогической деятельности, следовательно, к необходимости совершенствования управления, в частности совершенствования деятельности методической службы ДОУ. Развитие ДОУ не может быть осуществлено иначе, чем через инновационный, процесс, под которым понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Одним из путей обновления образовательного учреждения являются использование научно-экспериментального опыта иразвитие на его основе своего собственного. Раскрывая общие требованияк ведению экспериментальной работы зам. зав. по УВР выделяет следующие умения для методического обеспечения опытно-экспериментальной работы (ОЭР): •определение направления ОЭР, обоснование ее цели, содержания, форм и методов осуществления; •регулирование ОЭР и оценка ее результативности; •организация разработки и использования дидактических и методических материалов по направлениям опытно-экспериментальной работы и ее результатов; •планирование и проведение открытых просмотров работы педагогов; •помощь воспитателям в разработке планов изучения передового опыта в ДОУ, в оформлении докладов, конспектов, дневниковых записей из опыта работы; •подготовка воспитателей к выступлениям на Совете педагогов; •оформление выставок, отражающих передовой педагогический опыт, результаты ОЭР, внедрения инноваций. Под «сопровождением» понимается помощь, поддержка, в основе которой — сохранение максимума свободы и ответственности субъектов развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. В случае методического сопровождения субъектом развития является педагог, который занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки этого тормозится процесс развития учреждения. Поэтому важно создать такие условия, в которых педагоги могли бы реализовать свой потенциал. Методическая служба обладает реальными возможностями для этого. Одна из задач методической службы образовательного учреждения - оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы. А учет и анализ полученных результатов инновационной деятельности — необходимое условие. Сопровождение относится к числу управляющих технологий и отражает организационно-содержательный аспект деятельности субъектов образования. Многочисленные авторы - М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.И. Ковалева и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно, зависит от организации воспитательно-образовательного процесса. Исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствует о том, что необходим поиск новых методов в оздоровлении, развитиидетей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья, развития каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактическихи развивающих мероприятий. Экспериментальная работа в ДОУ проходит в особой атмосфере профессионального творчества всех участников воспитательно-образовательного процесса. Несомненно, при этом чрезвычайно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев дошкольного учреждения. От того, насколько готов педагог к работе в условиях экспериментальной деятельности, зависит качество организации воспитательно-образовательного процесса в целом. Таким образом, для эффективной реализации программы экспериментальной деятельности в ДОУ созданы специальные условия, одно из которых — оказание квалифицированного методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ. В ходе организации деятельности дошкольного учреждения в режиме эксперимента нами была выбрана система управления, которая предполагает сочетание жесткой структуры — управление функционированием и гибкой — управление развитием. Структура управления ДОУ включает два уровня. Стратегический уровень Формирование управления экспериментальной деятельностью. Создание Творческой лаборатории педагогов «Поиск». Создание методического совета. Инновационная деятельность требует внедрения научно апробированных методик и технологий, что обусловило взаимодействие нашего ДОУ с педагогическим коллективом Тактический уровень На данном уровне управление осуществляет заместитель заведующего по УВР. Развитие ДОУ требует формирования нового стиля мышления у педагогов. Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях. Организация методической помощи педагогам осуществляется на основе следующих принципов: • самостоятельное обучение —самостоятельное изучение педагогом проблемы исследования; • опора на опыт педагога — жизненный опыт педагога используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег; • индивидуальное обучение—возможность обучающему совместно с обучаемым создавать индивидуальный план повышения профессиональной компетентности в рассматриваемом вопросе, т.е. процесс образования ориентируется на конкретные образовательные потребности и цели обучения; • системность обучения — соблюдение соответствия реализуемой программы запланированным целям, содержанию, формам, методам, средствам обучения и оценивание результатов обучения; • актуализация результатов обучения - безотлагательное применение на практике приобретенного опыта; •предоставление обучающемуся свободы выбора целей, форм, методов, технологий оценивания результатов обучения; • осознанность обучения — осознание, осмысление обучающемся и обучающим данного процесса и своих действий по организации обучения. Координатором методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ является заместитель заведующего по УВР. В нашем дошкольном учреждении создана методическая служба, руководителями которой являются заместители заведующего по воспитательной и методической работе Калугина В.А.,Кочишвили Л.А. Основные задачи службы следующие: • расширить и систематизировать знания педагогов по актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике оздоровления, модернизации образования в целом; • создать эффективную систему методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления; • организовать научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу по прогнозированию, проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме эксперимента. Направления деятельности службы: • изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления; • определение содержания образовательной деятельности в ходе проведения экспериментальной деятельности; • повышение профессиональной компетентности педагогических Работников ДОУ, расширение теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения; • мониторинг эффективности организации экспериментальной деятельности в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий. Основная цель функционирования информационно-аналитического сектора — выявление образовательных и информационных потребностей педагогических кадров в области экспериментальной деятельности. Информационно-аналитический сектор является координатором работы по внедрению в деятельность ДОУ комплексно-целевой программы «Управления инновационными процессами в ДОУ», формированию информационного банка инновационных здоровьесберегающих технологий, обобщению и распространению передового педагогического опыта по рассматриваемой проблеме. Таким образом, результатом организации деятельности информационно-аналитического сектора методической службы стали систематизация знаний педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления, совершенствование умений педагогов прогнозировать, планировать, замечать педагогические факты, опираться на новые психолого-педагогические идеи. Динамика развития инновационной деятельности за последние три года подтверждает результативность функционирования этого сектора. Распространение передового педагогического опыта по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в режиме педагогики оздоровления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях происходит благодаря проведению конференций, мастер-классов, публикациям в профессиональных журналах. Результат работы каждого педагога — формирование его личного портфолио. Основные задачи функционирования научно-методического сектора: • организовать научно-методическую помощь воспитателями узким специалистам дошкольного учреждения в реализации программы эксперимента; •разработать и апробировать оздоровительную программу по физическому воспитанию для дошкольных учреждений в условиях Кургана; • повысить профессиональную компетентность педагогов и студентов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления. Ведущими направлениями научно-методической работы ДОУ являются следующие: обучение педагогических кадров; научно-методическое обеспечение учебного процесса; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Экспериментальную деятельность могут проводить специалисты, сочетающие в себе высокий профессионализм и систематизированные знания по психолого-педагогической науке для осуществления эффективного воспитательно-образовательного процесса. Диагностическим сектором изучена готовность педагогического коллектива к реализации программы экспериментальной деятельности и определены пять возрастных групп. Для результативной работы в режиме эксперимента в ДОУ созданы Методический Совет педагогов, «Творческая лаборатория» и творческие группы, занимающиеся вопросами организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций. Педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою профессиональную компетентность в ходе обучения на курсах ИРОСТ, ИМЦ. Таким, образом, обучение педагогических кадров в дошкольном учреждении представляет собой систему, состоящую из пяти этапов: подготовительного, организационного, теоретического, деятельностного, аналитического. Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование позволили прийти к выводу о том, что наряду с традиционными формами методической помощи необходимо внедрение активных методов обучения педагогов. Активными называются методы, при использовании которых учебная деятельность педагогов носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление. Цель активных методов обучения — развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные пути решения проблемы. Существует множество классификаций активных методов обучения (рис. 3). Мы используем классификацию, предложенную Я.М. Бельчиковым и М.М. Бирштейном. На сегодняшний день технология инновационного проектирования в ДОУ как особый и своеобразный вид творческой научно-исследовательской деятельности очень результативна. Практикой доказано, что каждый воспитатель и узкий специалист ДОУ, вовлеченный в инновационною деятельность, должен уметь разрабатывать проект своей собственной исследовательской работы. Заместителю заведующего по воспитательной и методической работе необходимо ориентироваться на готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности, которую можно оценить по следующим критериям: • заинтересованность и подготовленность педагога к изменению своей деятельности в новых условиях; • умение анализировать исходный уровень практики, рефлексия собственного опыта; • личностная вовлеченность в процесс инновационной деятельности и уверенность педагога в достижении успеха; • научно обоснованный характер внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов создан информационный банк данных здоровьесберегающих технологий, формируемый на основе выбранного алгоритма. На сегодняшний день он содержит достаточно объемный методический и теоретический материал по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления. Мониторинг позволяет нам спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказанию своевременной педагогической помощи, обобщению и внедрению передового педагогического опыта. Основная цель работы диагностического сектора — создание механизма мониторинга эффективности внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ. Задачи диагностического сектора: • констатация достигнутых результатов, экспертная аналитическая оценка; • определение профессиональных проблем и трудностей педагогического коллектива при внедрении инновационных технологий. Под мониторингом понимается непрерывная, научно обоснованная, диагностико-прогностическая система сбора, хранения, анализа и распространения информации о качестве образовательных услуг на основе их соответствия прогнозируемым результатам. В ходе мониторинга, наряду с методами документального контроля, используется наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников воспитательно-образовательного процесса и других методов. Диагностический сектор реализует мониторинг уровня педагогической компетентности специалистов ДОУ и качества образовательной деятельности. Таким образом, деятельность диагностического сектора сводится не только к выявлению недостатков организации экспериментальной деятельности в ДОУ, но и к определению положительных тенденций ее реализации. На основе диагностических данных каждым педагогом разрабатываются индивидуальные планы самообразования, организуется работа творческих групп педагогов. 14 мая 2023 в 15:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.